Система смазки двигателя — назначение и принцип работы

Система смазки двигателя (ССД) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции, ССД обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Система смазки двигателя — для чего предназначена

Система смазки двигателя (ССД) предназначена для снижения трения между сопряженными деталями двигателя. Кроме выполнения основной функции ССД обеспечивает охлаждение деталей двигателя, удаление продуктов нагара и износа, защиту деталей двигателя от коррозии.

Все современные системы смазки двигателя выполняют несколько функций:

  • Снижение трения между деталями;
  • Охлаждение деталей;
  • Удаление из зазоров продуктов износа деталей и частиц нагара;
  • Защита поверхностей деталей от коррозии;
  • Функции управления (масло используется в качестве рабочей жидкости в системе регулирования фаз газораспределения, в гидрокомпенсаторах тепловых зазоров клапанов, гидронатяжителях привода ГРМ и др.).

Интересно! Главный цилиндр сцепления УАЗ, ремонт и замена

Функции охлаждения и удаления продуктов износа обеспечиваются тем, что масло в современных двигателях циркулирует, находится в постоянном движении, при этом очищается и охлаждается. Антикоррозийные свойства обеспечиваются масляной пленкой, которая постоянно покрывает детали. Также обеспечиваются разнообразными добавками, которые содержатся в моторных маслах.

Как устроена система смазки автомобильного двигателя

У каждого автомобиля – своя ССД, поэтому ее конструктивные составляющие могут существенно отличаться друг от друга. Она может быть дополнена какими-либо деталями, а может и не иметь каких-либо компонентов, из указанных ниже, но, как правило, для большинства современных систем характерно наличие следующих элементов:

  • Картер с поддоном. Поддон – это самая нижняя часть двигателя. и служит своего рода «емкостью» для рабочей жидкости. В поддоне происходит ее охлаждение и, благодаря специальным перемычкам, моторное масло перестает волноваться при движении автомобиля по неровным покрытиям;
  • Фильтр. Фильтрующий элемент в системе смазки служит местом, в котором масло очищается от мусора (нагар, копоть, пыль, металлическая стружка и прочие загрязнения). Необходимо своевременно проводить замену рабочей жидкости и фильтрующих элементов в соответствии с регламентом установленным производителем ТС;
  • Масляный насос. Без насоса работа механизма смазки невозможна: именно он создает требуемое давление внутри системы. В автомобилях применяется два вида насосов – шестеренчатые и роторные. Первый вид агрегатов обеспечивает подачу масла с постоянным давлением, роторный – допускает изменение силы подачи. Внутри моторного отсека создается давление от 2 до 16 атмосфер;
  • Радиатор. Данный компонент системы смазки двигателя обеспечивает охлаждение моторного масла. Причем охлаждение может быть двух видов – жидкостное и воздушное;
  • Редукционные и перепускные клапаны. Эти элементы позволяют уменьшать давление, если его показатель превышает установленную норму. Устанавливаются данные элементы внутри силовой установки рядом с масляным насосом, фильтром и т.д. и активируются благодаря срабатыванию специальных датчиков;
  • Датчики давления и температуры масла. Именно они контролируют исправность работы всей системы. Датчик давления устанавливается в центральной магистрали и осуществляет замер основного параметра. В случае отклонения его от нормы, на приборной панели автомобиля появляется индикатор неисправности;
  • Каналы смазки. Они обеспечивают подачу моторной жидкости к взаимодействующим механизмам;
  • Главная магистраль. Осуществляет поступление масла от насоса к фильтру. Благодаря большому сечению, магистраль сохраняет циркуляцию жидкости на нужном уровне. Также, благодаря магистрали, осуществляется смазывание подшипников коленчатого вала.

Принцип работы и виды систем смазки

Существуют различные виды системы смазки. Поделить их можно по нескольким признакам.

  • По способу подачи масла: с подачей масла под давлением, с самотёком, комбинированный вариант;
  • По типу вентиляции картера: картерные газы могут удаляться сразу в атмосферу (через сапун) или направляться в цилиндры на дожигание (системы с закрытой вентиляцией);
  • По способу охлаждения масла. Охлаждение может совершаться в радиаторе, поддоне картера. Но этот вариант подходит для маломощных двигателей, для мощных ДВС лучшее решение – охлаждение в масляном радиаторе;
  • По типу картера. Существуют схемы с «сухим» и «мокрым» картером. Решения с сухим картером имеют более сложную конструкцию. У них есть отдельный бак для масла. Масло стекает в поддон, но не аккумулируется, а поступает в бак, и картер всегда сухой. Решение более сложное и дорогое в реализации, но зато надёжная смазка гарантирована при движении по пересеченной местности. Поэтому это популярный вариант системы смазки двигателя для внедорожников, строительной спецтехники. Это же решение популярно для спортивных автомобилей.

Интересно! Высоковольтные провода на УАЗ

Система смазки двигателя УАЗ

ССД УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206 — комбинированная: под давлением и разбрызгиванием. Маслом под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей. Остальные детали смазываются масляным туманом.

1 – масляный насос; 2 – пробка сливного отверстия картера; 3 – маслоприемник; 4 – редукционный клапан; 5 – датчик сигнальной лампы аварийного давления масла; 6 – датчик
указателя давления масла; 7 – кран масляного радиатора; 8 – масляный радиатор; 9 – полнопоточный фильтр очистки масла

В систему смазки УМЗ-421, УМЗ-4218 автомобилей УАЗ-Хантер, УАЗ-31512, УАЗ-3303, 2206 входят масляный насос 1 (рис.1) с маслоприемником 3 и редукционным клапаном 4 (установлен внутри масляного насоса), масляные каналы, масляный фильтр 9 с перепускным клапаном, картер, указатель уровня масла, крышка маслозаливной горловины, датчик указателя давления масла 6, датчик-сигнализатор аварийного давления масла 5. Давление в системе смазки двигателя УМЗ-421, УМЗ-4218 при температуре масла в масленом картере в зоне приемника масляного насоса плюс 80°С при отключенном масляном радиаторе не должно быть менее 127 кПа (1,3 кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 750 мин-1 и 340 кПа (3,4кгс/см2) при частоте вращения коленчатого вала 2000 мин-1 в зоне установки датчиков давления и аварийного давления масла. Максимальное давление в системе смазки должно быть не более 588 кПа (6,0 кгс/см2). При включенном масляном радиаторе и той же температуре масла давление должно быть не менее 78 кПа (0,8 кгс/см2) при 750 мин-1 и 245 кПа (2,5 кгс/см2) при 2000 мин-1.

Запрещается эксплуатировать двигатель с горящим сигнализатором аварийного давления на щитке приборов автомобиля.

Рекомендации по эксплуатации и обслуживанию системы смазки

Главное в ТО системы смазки двигателя – это периодическая проверка уровня моторного масла в поддоне картера. Она производится с помощью масломерного щупа. Уровень масла в системе смазки должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на щупе.

Проверять уровень моторного масла в системе смазки двигателя нужно через каждые 500 км пробега и не ранее, чем через 20-25 мин после остановки мотора. Понижение уровня масла по мере увеличения пробега – вещь вполне нормальная, т.к. оно вытекает, выкипает и выгорает. Нужно периодически его доливать. В первую очередь это касается автомобилей с пробегом.

Смешивать моторные масла разных марок не рекомендуется. Щуп полезен не только контроля уровня. Стоит обратить внимание и на цвет моторного масла. Если оно начинает чернеть быстрее, чем обычно, то придется заменить масло, масляный фильтр и промыть систему подачи смазки.

По мнению автоэкспертов, таких, как Д. Кларксон, Ф. Хилл, Дж. Маранелло, при замене моторного масла необходимо руководствоваться регламентом установленным производителем ТС. Выбранное масло должно иметь допуск по параметрам, соответствующий регламенту.

Также необходимо следить и за давлением в системе смазки двигателя. Для этого на большинстве автомобилей имеется датчик давления. Максимальное давление в системе смазки находится на уровне 2,5-3,5 атм. (его ограничивает редукционный клапан масляного насоса). Минимально допустимый уровень – 0,5-0,8 атм.

Неисправности в работе системы смазки

Причины неисправностей Способы устранения
Давление масла превышает допустимое значение при нормальной работе двигателя (на всех режимах)
Неисправен датчик или указатель

давления масла

Заменить датчик или указатель
Из-за загрязнения масла произошло заклинивание редукционного клапана Прочистить гнездо и редукционный клапан, отрегулировать клапан
Повышенное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала
Загрязнены каналы системы Промыть каналы
В двигатель залито слишком вязкое масло Заменить масло другим в соответствии с рекомендациями изготовителя
Низкое давление масла при нормальном его расходе
Низкий уровень масла в системе Долить масло
Изношен или сорвался редукционный клапан; под клапан попали механические частицы Отрегулировать или заменить клапан
Изношен масляный насос или поломаны зубья его шестерен Заменить насос
Недостаточное давление масла при работе двигателя на холостом ходу и на средней частоте вращения коленчатого вала при повышенном расходе масла
Большой зазор между коренными и шатунными шейками и подшипниками коленчатого вала Заменить подшипники и коленчатый вал
После включения зажигания не загорается контрольная лампочка аварийного давления масла
Неисправен датчик давления масла. Включить зажигание, отсоединить провод от датчика и подсоединить его к «массе». Если лампочка загорается — заменить датчик
Перегорела контрольная лампочка Заменить лампочку

Будьде первым - оставьте свой комменатрий! на "Система смазки двигателя — назначение и принцип работы"

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет нигде опубликован


*