Коробка передач УАЗ — достаточно простой и надежный механизм. При хорошем обслуживании и с вовремя замененными деталями она не приносит проблем. Когда же КПП все-таки выходит из строя, нужно провести диагностику и заменить износившиеся узлы механизма.
Общие характеристики коробки передач на УАЗ
Коробка передач — это особый механизм, который приводит автомобиль в движение. Характеристики КПП в автомобилях Ульяновского завода развивались с каждой новой выпущенной моделью.
Так, в 469-м УАЗе установлена 4-ступенчатая коробка передач. Одно из главных ее преимуществ в том, что автомобиль может давать задний ход. В механизме присутствуют синхронизаторы, благодаря которым переключение скоростей происходит максимально тихо и бесшумно. В салоне не слышно скрежета, пассажирам с водителем комфортно находиться внутри автомобиля.
Интересно! Замена передних тормозных колодок УАЗ
На различных схемах и фотографиях показано, что коробка состоит из нескольких частей:
- Специальные гайки и зубчатые колесики.
- Передняя и основная крышка, которые составляют каркас конструкции.
- Вспомогательные крепежи.
- Прокладки.
- Муфта переключения скоростей.
- Первичный и вторичные валы.
- Шайбы для крепления и пробки.
Важно понимать, что механическая КПП — один из важнейших элементов любого автомобиля. Кроме того, что коробка передач переключает скорости, она также помогает отслеживать крутящий момент, передает усилие от двигателя к колесам автомобиля.
Хантер
Впервые УАЗ Хантер был выпущен российским автозаводом в 2003 году. Прототипом двигателя и коробки передач стали детали УАЗ 469, который к тому моменту заработал статус культовой машины на улицах России. Обе машины имеют схожее строение КПП с небольшими отличиями.
[tip]Механическая коробка передач в автомобиле УАЗ Хантер имеет пять скоростей для движения вперед и одну для заднего хода. Переключать скорости можно только после полнейшей остановки первичного вала, иначе просто не получится.[/tip]
Кроме того, конструкция оснащена передней и задней подвеской. Это сделано для того, чтобы пассажиры внутри салона чувствовали себя комфортно во время передвижения по грунтовой поверхности и каменистой почве. Обе подвески зависимые.
Патриот
Следующей моделью, которую выпустил ульяновский автозавод, стал УАЗ Патриот. Автомобиль получил коробку передач от Хантера и имеет сходство как с этой моделью, так и с УАЗ 469.
Интересно! Замена тормозного цилиндра УАЗ
Так, автомобиль УАЗ Патриот оснащен 5-ступенчатой коробкой передач, ее механизм дополнен синхронизаторами, которые обеспечивают бесшумное переключение скоростей для комфорта пассажиров внутри салона. Но эта модель использовалась в автомобилях первого поколения Патриота: после ульяновский автозавод поменял коробки на арзамасские. Данные конструкции отличались от классических полной оригинальностью переключения скоростей: рычаги заднего привода расположились прямо под четвертой скоростью. Стало проще и быстрее переключать скорости в автомобиле, что делает вождение комфортным.
[note]Коробка переключения передач в автомобилях УАЗ Патриот служит довольно долго, если водитель правильно обращается с машиной и старается следовать всем техническим рекомендациям. Однако нельзя затягивать с ремонтом в случае возникновения каких-либо проблем.[/note]
Принцип работы коробки передач УАЗ
Коробка переключения передач на старых машинах (УАЗ Хантер и УАЗ-469) и на новых работает по схожему принципу, но с первого выпущенного автомобиля и до современных Патриотов менялось абсолютно все. Так например, на новых Патриотах появилась автоматическая КПП — это традиционный и хорошо известный в мире гидротрансформатор. В нем для переключения передач используется сложная система, состоящая из:
- электронного блока управления;
- датчиков;
- шестерней;
- масляного насоса;
- клапанов;
- гидроблока и ряда других важных деталей.
Принцип работы прост: датчики считывают скорость и подают сигнал на ЭБУ, тот запускает программу переключения, которая при помощи клапанов и каналов гидроблока подает масляную жидкость на поршни, задача которых — заблокировать шестерню согласно заданной программе. Эта блокировка и есть включение нужной передачи.
С механическими коробками несколько проще. На старых и новых автомобилях принцип переключения передач коробки передач схож, и УАЗ не исключение. Водитель приводит в движение автомобиль, переключая коробку передач в первый режим работы. Это перераспределяет крутящий момент с нейтрального положения на необходимые шестерни.
Механизм распределения крутящего момента находится у водителя в руках — рычаг переключения передач. Этим рычагом он выставляет шестерни в необходимое для езды положение. Шестерни соединяются между собой зубьями, у каждой они определенного размера. После коробки передач крутящий момент передается на колеса или редуктор, тем самым позволяя автомобилю набирать скорость.
Износ и ремонт коробки передач на УАЗ
Модельная линейка УАЗ сильно преобразилась, однако на оснащение новых машин идут модернизированные проверенные агрегаты. Они требуют тщательного обслуживания и бережной эксплуатации, иначе можно ожидать скорого износа КПП. Другая причина поломок — в некачественных деталях от завода.
Проблемы с коробкой переключения передач могут возникнуть во многих случаях. Опытные мастера выделяют несколько причин:
- Естественный износ деталей. Нередко с завода выходят некачественные детали, их ресурс ограничен. При выходе их из строя эксплуатация машины затруднена или вовсе невозможна. Это могут быть внутренние механизмы: шестерни, кулиса, гайки, датчики, ЭБУ и ряд других важных деталей.
- Использование машины за пределами ее возможностей. Беспощадная эксплуатация автомобиля при подъеме в гору, разгон до высоких скоростей — все это неизбежно выльется в дорогостоящий ремонт и замену многих деталей. Впоследствии из-за всех этих проблем автомобиль не получится перепродать по желаемой цене.
- Использование автомобиля с испорченным сцеплением. Это одна из опаснейших ошибок, которую совершают многие автомобилисты. Дело в том, что именно сцепление участвует совместно с КПП в переключении скоростей. Пренебрежение проблемами с этим узлом приведет к невозможности переключения передач, а значит, и управления автомобилем.
- Механическая КПП достаточно надежна, но тоже ломается — нередко изнашиваются синхронизаторы, из-за чего одна из передач не включается, попытки сопровождаются хрустом. Машина может передвигаться, однако теперь невозможно будет равномерно переключать передачи, поскольку неисправную придется пропускать. Ремонт изношенных синхронизаторов исправит поломку.
- Использование низкокачественных масел. Смазочный материал очень важен, поскольку спасает детали от трения. Однако производители дешевого масла часто добавляют компоненты, которые вредят работе автомобиля. Это влечет к поломкам и преждевременному выходу узлов из строя.
- Непрофессиональное обслуживание. Это то, на чем делают акцент многие мастера, — доверие водителей к профессионалам своего дела.
Ремонт коробки передач может быть частичным или полным. Частичный предусматривает разбор механизма с целью заменить одну или две детали. Полный — демонтаж и переборка всего механизма КПП с целью обновить детали, заменить износившиеся. В ремонт коробки передач не входит замена масла.
Регулировка механизма коробки передач
Как правило, на последних моделях Патриот не требуется механическая регулировка кулис и других деталей автомобиля. Если КПП ломается, автомобиль отдают в ремонт, где специалисты проводят необходимые процедуры. На более старых автомобилях регулировка требовалась крайне редко и чаще всего была связана с кулисой переключения передач. Также на них часто выходили из строя отдельные механизмы КПП, из-за чего их приходилось менять вручную.
Автомобили линейки УАЗ — это многообещающая марка, выпускаемая отечественным автозаводом. Многие машины стали настоящими легендами российских улиц благодаря стойкости к непогоде и высокой проходимости. Коробка переключения передач в данных автомобилях имеет уникальное строение, которое редко встречается в зарубежных машинах. Эта КПП отличается высокой стойкостью и долгой службой, однако мастера советуют проводить регулярную диагностику во избежание каких-либо проблем с управлением.
Иващенко Павел, владелец станции технического обслуживания, рекомендует обращаться к проверенным мастерам, которые имеют положительные отзывы и рекомендации. Доверять машину непрофессионалам — одна из грубейших ошибок.